Современные исследования о шаманизме исходят из "проекта"
мира, который был выработан в Европе в Новое время, и
продолжают оставаться тем, что Хайдеггер называет "способом
исчисляющего опредмечивания сущего" [11, c. 37]. В них не
остается места ни осмыслению, ни вопрошанию, ни диалогу, ни
решимости испытать "сущностный ужас - залог таинственной
возможности опыта бытия" [11, c. 38]. При изучении шаманизма
отечественная этнография и западная антропология ограничиваются
описанием бытования шаманских верований и обрядов в контексте
традиционной культуры и исторической ретроспективы народов [1;
3; 7; 8; 14]. Как пишет В.Н.Басилов, технику шаманских
"трюков" должны объяснять мастера иллюзиона, а не ученые [1, c.
214].
мира, который был выработан в Европе в Новое время, и
продолжают оставаться тем, что Хайдеггер называет "способом
исчисляющего опредмечивания сущего" [11, c. 37]. В них не
остается места ни осмыслению, ни вопрошанию, ни диалогу, ни
решимости испытать "сущностный ужас - залог таинственной
возможности опыта бытия" [11, c. 38]. При изучении шаманизма
отечественная этнография и западная антропология ограничиваются
описанием бытования шаманских верований и обрядов в контексте
традиционной культуры и исторической ретроспективы народов [1;
3; 7; 8; 14]. Как пишет В.Н.Басилов, технику шаманских
"трюков" должны объяснять мастера иллюзиона, а не ученые [1, c.
214].