15:08 

Методика предельных смыслов

[set]
Методика предельных смыслов является индивидуальной по форме проведения и диалогической по своей природе.
Она не требует никакого оборудования или специальных бланков, кроме карандаша с бумагой, на которую экспериментатор будет записывать ход диалога.
Методическая процедура представляет собой структурированную серию вопросов и ответов. Вопросы, задаваемые экспериментатором, имеют вид: "Зачем люди делают то-то?".
Первый вопрос обычно задается по отношению к каким-либо повседневным занятиям, например: "Зачем люди смотрят телевизор?".
Ответ должен соответствовать вопросу, то есть начинаться со "чтобы...", но не "потому что...".
Как правило, бывает несколько ответов, например: "Чтобы отдохнуть", "Чтобы знать, что происходит вокруг", "Чтобы не думать".
Записав все ответы, экспериментатор задает следующий вопрос: "А зачем людям отдыхать?" — "Чтобы восстановить силы." — "А зачем восстанавливать силы?" — "Чтобы успешнее трудиться." — "А зачем успешнее трудиться?" и т.д.
Словесные формулировки смыслов, данные в ответ на вопрос "Зачем?", мы называем категориями. Примеры категорий из вышеприведенного примера: "отдыхать", "не думать", "знать, что происходит вокруг", "восстанавливать силы" и т.д.
За исключением исходной категории, задаваемой в первом вопросе, в каждом последующем фигурирует категория, данная испытуемым в ответ на предыдущий вопрос.
Цепь кончается при выявлении предельного смысла, дальше которого испытуемый уже не в состоянии ответить на вопрос "зачем?", реагируя либо тавтологией ("Жить чтобы жить"), либо ссылкой на природу человека, устройство мира и т.п.
Часто встречаются псевдопредельные смыслы — категории, вопрос о смысле которых ставит испытуемого в тупик и он просто отказывается отвечать. Опыт показывает, однако, что настойчивость экспериментатора часто позволяет испытуемому преодолеть этот барьер и выйти на новый уровень осмысления. Можно использовать при этом стимулирующие высказывания типа: "Я и не жду, что у Вас есть сразу готовый ответ, подумайте немного".
Выйдя на предельный смысл и удостоверившись в этом, экспериментатор возвращается к оставленным на предыдущих этапах разветвлениям ответов: "Зачем людям знать, что происходит вокруг?" - и аналогичным образом прослеживает их до предельного смысла. Эта процедура повторяется со всеми категориями, которые назывались испытуемым на каком-либо этапе беседы. Хотя количество ответов на каждый вопрос инструкцией не ограничивается, уже после второго-третьего шага испытуемые, за редкими исключениями, дают единственный ответ на каждый вопрос, что подтверждает проективный характер ответов. Нередко новые цепи вливаются в уже имеющиеся. Если испытуемый дал в ответ на один из вопросов категорию, которая уже ранее встречалась, рекомендуется все равно задать к ней вопрос "Зачем?".
"Зачем люди едят?" — "Чтобы восстановить силы." — "А зачем восстанавливать силы?" Если будет воспроизведен ответ "Чтобы успешнее трудиться", можно на этом остановиться; новая цепь просто влилась в уже существующую. Испытуемый, однако, может ответить иначе, и тогда диалог следует продолжить до нового предельного смысла. Встречаются тавтологические круги, например: "Зачем людям выделяться?" — "Чтобы их запомнили." — "А зачем им, чтобы их запомнили?" — "Чтобы не быть забытыми." — "А зачем не быть забытыми?" — "Чтобы запомнили."
Разорвать такой круг можно вопросом: "А зачем людям, чтобы их запомнили и не забыли?".

После прослеживания всех упомянутых испытуемым категорий до конца процедура повторяется заново, уже с другой категорией в качестве исходной: "Зачем люди играют в футбол, едят, пьют, лгут, убивают, путешествуют, пишут диссертации, занимаются любовью...".
Сам выбор этих исходных категорий не особенно важен, поскольку уже через 1-2 шага испытуемые отрываются от конкретных занятий и выходят на общие смыслы.
Количество исходных категорий и их конкретный набор можно варьировать, исходя из задач исследования и в зависимости от его протекания. При наличии у испытуемого разветвленного, структурированного мировоззрения даже после часа работы и 40—50 полученных категорий оно может быть отнюдь не исчерпано, хотя такой объем материала вполне достаточен для обработки и анализа.
С другой стороны, из многих испытуемых не удается вытянуть больше, чем 10—12 неповторяющихся смыслов. Даже при самой низкой продуктивности испытуемых нет смысла использовать более 4 исходных категорий, а при высокой достаточно и одной.

@темы: Отдельная реальность

URL
   

Наблюдательство

главная